Мовчанський монастир

Матеріал з HistoryPedia
Перейти до: навігація, пошук


Повна назва

Молчанский монастырь--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 18:01, 28 серпня 2017 (EEST)

Місцезнаходження

Украина,Сумская область, город Путивль--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 18:02, 28 серпня 2017 (EEST)

Опис

Молчанский монастырь занимает останец второй надпойменной террасы Сейма на юго-восточной окраине Путивля. Его территория, ограниченная оборонительными стенами, представляет собой неправильный шестиугольник периметром около 300 м, вытянутый с запада на восток. Надвратная башня расположена со стороны города. Высота стен до 5,5 метров, ширина 4,5 метра. Пять оборонительных башен, кроме надвратной, были круглыми в плане и имели диаметр 6-8 метров. Сейчас сохранились только нижние части двух из них. Башни были разрушены или переданы при перестройке монастыря в 30-х годах XIX века. В настоящее время оборонительная стена с востока перекрыта церковью Рождества Иоанна Предтечи, сооруженной в 1866-1868 годах. В нижней части церкви обнаружена ленточная кладка круглой башни из красных кирпичей на известковом растворе. В процессе исследований выявлен ряд "стрельниц" для пищальной стрельбы. До 1876 года сохранялась в первозданном виде северо-западная угловая оборонительная башня, которая при очередной перестройке была частично разобрана и надстроена. Она сохранилась сейчас частично, ее диаметр 6 м, толщина стен 132 см, сложена на известковом растворе из красных кирпичей несколько иных размеров, чем другие башни. Исследования надвратной колокольни определили, что строилась она в два этапа: нижний ярус (четверик) поставлен во время строительства надвратной башни в 1602-1604 годах, а колокольня - восьмерик достроена в 1700 году. Внешний вид монастыря и архитектурные особенности оформления отдельных сооружений указывают на связь с провинциальным оборонным строительством московского государства в 1550-1602 годах. Наблюдаются аналогии с постройками Троице-Сергиева монастыря середины XVI века под Москвой, Парфунтьевского монастыря конца XVI века возле Калуги и Смоленского монастыря 1565-1602 года. Реконструкция первозданных элементов двухъярусного собора Рождества Богородицы показывает, что при его строительстве были использованы характерные для московской архитектуры перекрытия в виде кресчатых сводов, декорирование фасадов алтарного четверика - рядами кессонов и фризов с треугольными нишами и перегородками над ними. При перестройке собора на рубеже XVII-XVIII веков в его оформлении появились типично украинские купола с маковками и многие элементы московской архитектуры XVII-XVIII веков, что наглядно демонстрирует органическое сочетание элементов украинского и московского стилей в архитектуре того времени. Сведения о точной дате перестройки не сохранились. Есть данные о некоторых перестройках собора в 1666-1669 годах, известно также, что он был "капитально обновлен и заново освящен" в 1778 году. В настоящее время собор, состоящий из трех разных по высоте объемов с аркадой - галереей, представляет собой сложную архитектурную структуру. К самой высокой части (наве) с востока примыкает алтарь, а с севера - боковой алтарь соловецких чудотворцев святых Зосимы и Савватия. Молчанский монастырь - это сложный архитектурный ансамбль, который создавался более трех столетий и характеризуется гармоничностью и логической завершенностью. Современный вид монастырских сооружений много в чем результат его перестройки на рубеже 17-18 ст. когда монастырь потерял свое военно-стратегическое значение. Надежную башню превратили в колокольню. Колокольня состоит из двух частей: нижней кубической с широким проездом посередине и верхней - восьмерика с широкими арочными прорезями. Декор нижнего яруса сделанный - по углам пилястры, по горизонтали - карнизы. Верхний ярус, кроме внешних пилястр имеет карниз, оформленный плоскими кронштейнами. Все поле стен нижнего яруса по главному фасаду было покрыто фресковыми росписями на религиозную тематику (его остатки можно увидеть и сейчас). Второй ярус сверкал белизной, а под прорезями, в квадратных нишах блестели синим, зеленым и золотистым цветом рисунки из поливных изразцов. Севернее колокольни восстановлена трапезная, сооруженная в 1730-х годах. Здание стоит на фундаменте снесенных крепостных стен. Одноэтажное здание подведено под один карниз с башней. Фасад обращен на северный склон. Имеет высокий цоколь за счет остатков стены. Окна без наличников, расставлены редко. Внешняя башня надстроена восьмериком с арочными окнами и напоминает своей архитектурой верхний ярус колокольни. С востока к трапезной прилегает мощное трехэтажное строение, в котором сейчас трудно узнать церковь Иоанна Предтечи, построенную в 1866-1869 годах (за планом известного российского архитектора Д.Гримма) на средства путивлян, церковь имеет за фундамент древнюю крепостную стену. Храм был прямоугольный в плане, трехнефный с одной маковкой, построенной в официально русско-византийском стиле с использованием зубчатых карнизов, укороченных, спаренных полуколонн и других характерных деталей. к сожалению, в 1949 году купол церкви разрушили, вместо него достроили еще один этаж (церковь не восстановлена). Дом настоятельского корпуса возведен в первой половине 18 века. Строение двухэтажное, кирпичное, отштукатуренное, прямоугольное с центральным, далеко вынесенным вперед ризалитом. Фасад оформлен пилястрами, на втором этаже - колосоподобным лепным рельефом. Прямоугольные окна размещены по три между пилястрами с узкими простенками. одна из стен корпуса стоит на фундаменте южной крепостной стены. Главный храм Молчанского монастыря - Собор Рождества Пресвятой Богородицы - уникальное явление в украинской архитектуре и представляет собой многофункциональное культовое сооружение, приспособленное к обороне, их часто называют "церковь крепость". Очевидно, собор возведен на небольшой территории крепостного двора. Для постройки трапезной, теплой церкви, собора, самой высокой башни крепости, кладовых пороха и оружия, а также поварни в виде отдельно стоящих сооружений просто не было места. Пришлось все это объединить в одном здании. Неизвестные зодчие XVI века не только создали гармоническое архитектурное сооружение, но и решили инженерную задачу - система фортификации церкви-крепости приобрела завершенность, и она стала неприступной. На рубеже XVII-XVIII веков собор сильно перестроили. Сооружение приобрело черты украинского барокко. Это а неудивительно. Путивль являлся пограничным городом Русского государства, здесь издавна жили и русские, и украинцы. Взаимное влияние двух народов сказывалось во всем, в том числе и в архитектуре. Стена алтарной башни украшена на всю высоту рядами квадратных ниш, которые размещены в шахматном порядке, благодаря чему стена напоминает украинскую плахту. Это единственный на Украине образец такого декора. Путивль - один из древнейших городов нашей Родины, хранитель славы предков и художественных сокровищ. Наша задача - максимально сохранить своеобразие города, тактично сочетая старую и новую застройку.--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 20:19, 28 серпня 2017 (EEST)

Історія

Молчанский монастырь расположен на высоком холме, окруженном с трех сторон крутыми обрывами. Раньше его отделял от территории города глубокий ров, через который был переброшен мост. История основания Молчанского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы довольно сложна и относиться к более раннему времени. Согласно легенде, в 1405 году в лесу, на горе, возвышающейся над болотом Молче (возле нынешнего села Новая Слобода, расположенного в 23 км на северо-восток от Путивля), двум монахам явилась чудотворная икона Богородицы. На месте явления иконы был основан Молчанский монастырь. Он развивался настолько успешно, что в скором времени смог построить и открыть в Путивле филиал (городское подворье), ставший потом самостоятельным монастырем. Самостоятельный Молчанский Путивльский монастырь впервые упоминается в документах 1597-го года. В 1602 году путивльский игумен послал в Москву челобитную о строительстве монастыря. Борис Годунов в 1603 году пожаловал Путивльскому Молчанскому монастырю новые угодья и подарил драгоценную панагию. Когда 18 ноября 1604 года Путивль подчинился Лжедмитрию I, Молчанский монастырь до 26 мая 1605 года был резиденцией самозванца. Старый монастырь над болотом Молче стали называть Малым Молчанским монастырем, Молчанской пустынью, а с 60-х годов XVII века - Софрониевским монастырем - по имени игумена, который перестроил монастырь. Во время событий Смутного времени и боевых действий 1605 года Малый Молчанский монастырь был разрушен, а монахи разбежались. Наиболее ценные предметы из этого монастыря были переданы Путивльскому Молчанскому монастырю, который с этого времени стал называться "Большим Молчанским Белыя Богородицы". В 1654 году монастырь посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его спутник Павел Антиохийский записал в дневнике: "Монастырь лежит на краю города на высоком холме, который возвышается над окраинами, а внизу течет река. Он весь каменный". Собор монастыря имел "обширный сводчатый купол, окруженной большой галереей, откуда открывается прелестный вид на реку и поля. Подле этой речки есть еще и другая малая, во имя нерукотворного образа (Спасская) и близ нее красивая колокольня. Кругом (большого купола) были еще приподнятые высокие купола. Под этой церковью много подвалов, склепы и монастырская трапезная с церковью во имя Антония". Архитектор В Вечерский проанализировал документальные сведения и сравнивал их с данными новых исследований, использовав также и легенды. Например, бытовавшее до 1605 года название храма "Белая Богородица" свидетельствует о существовании именно каменного монастырского собора. Вторая легенда связана с пребыванием в 1604-1605 годах в Молчанском монастыре Лжедмитрия I, где он прятался в "потаенной восьмигранной палате". На этом основании сделан вывод, что алтарный объем собора - это старая крепостная башня, на третьем ярусе которой находилась потайная комната. Архитекторы В Трегубов и В Вечерский обнаружили перевязку каменной кладки всех трех объемов собора (нава, алтарь, северный боковой алтарь), что доказывает одновременность постройки всего сооружения. В "Писцовых книгах" XVII века есть сведения о "тайниках" - подземных ходах под Молчанским монастырем, которые использовались во время обороны. В этих годах найдены польские монеты, чеканные при Сигизмунде I и попавшие туда во время пребывания в монастыре Лжедмитрия I.--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 18:49, 28 серпня 2017 (EEST)

Фотогалерея

Джерела

1. Дейнеко А.И. Памятники архитектуры Сумщины.-Харьков: 1989. 2. Вечерский В.В. Сіверщина. "Архітектура України" 1993, №2. 3. Путивль: Фотопутеводитель, сост. Вечерский В.В., Гальбо И.А., Луговской А.В.-Киев: "Мистецтво", 1992. 4. Софрониевский монастырь. Из истории Молчанской Печерской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни.- 2-е изд.доп.и испр./А.Луговской, В. Вечерский, С.Тупик, Н.Рыбкин; Киев: Оптима, 2002. 5. Черняков И.Т. Путивль: На перепутьях истории Украины и России.- Киев: Оптима, 2005. 6. Чурочкин А.А. Путивльская земля в Х - начале ХХ веков.- Сумы: ЧКП "Эллада S", 2007.--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 20:30, 28 серпня 2017 (EEST) 7. Ресурсы интернета: http://putivl.com.ua https://ru.wikipedia.org http://sobory.ru http://www.etoretro.ru http://palomniki.su http://ukrtour.org http://www.videnovum.com http://www.lipilin.ru http://mapio.net 8.Экспозиция Путивльского краеведческого музея.--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 20:51, 28 серпня 2017 (EEST)--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 14:19, 30 серпня 2017 (EEST)

Посилання

Автор статті(посилання на сторінку користувача)

Наумко Любовь Николаевна, учитель истории Путивльского УВО--Наумко Любов Миколаївна (обговорення) 14:23, 30 серпня 2017 (EEST)